Неточные совпадения
В первоначальном фазисе своего развития человечество не могло выковывать хозяйственных орудий
борьбы за жизнь без
религиозной санкции.
Можно сказать, что
борьба народов за историческое бытие имеет глубокий моральный и
религиозный смысл, что она нужна для высших целей мирового процесса.
Чувствовалась при большой одаренности большая слабость, бессильная
борьба с сомнением, искусственная и стилизованная защита консервативного православия, лиризм, парализующий энергию, преобладание стихии
религиозного мления.
Он написал против Жида целую книгу, которая отразила
борьбу религиозной истины с дружбой.
Происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные,
религиозные, а также и общественные в перспективе
борьбы миросозерцаний.
И каждый раз эта томительная
борьба в пустом пространстве повторялась в периоды
религиозной экзальтации…
Но в Ницше воспринято было не то, о чем больше всего писали о нем на Западе, не близость его к биологической философии, не
борьба за аристократическую расу и культуру, не воля к могуществу, а
религиозная тема.
Дни, проведенные Дюрталем в монастыре траппистов, пережитая им
борьба, из которой он выходит настоящим католиком, — все это так важно и ценно для
религиозной психологии.
Вечное
религиозное выражение этой
борьбы двух разумов дает Апостол Павел, когда говорит: «Будь безумным, чтобы быть мудрым», и еще: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом».
Да и как же покорить силою народы, которых всё воспитание, все предания, даже
религиозное учение ведет к тому, чтобы высшую добродетель видеть в
борьбе с поработителями и в стремлении к свободе?
Выступая против теории классовой
борьбы, выдвигал идею морально-религиозного усовершенствования человечества, идею «гармонии» и сотрудничества классов.] и Дарвина, и его проповеди славились в Москве.
[В книге о жизни Брянчанинова, на стр. 15-й упоминается, что «в то время разнообразные
религиозные идеи занимали столицу северную, препирались и боролись между собою», но не показано, как эта
борьба касалась Брянчанинова и Чихачева, а не касаться их она не могла.
Их положительное значение, которым искупается многовековая, приостанавливающаяся лишь в эпохи упадка
религиозной жизни догматическая
борьба, состоит в том, что догматы представляют собой как бы вехи, поставленные по пути правильно идущей
религиозной жизни; нормального ее роста.
Иоганном Мартином Шлейером (1831–1912).] (в действительности же под маской
религиозного эсперанто, ведущего пропаганду буддизма и вообще индуизма на европейско-христианской почве, однако предпочитающего, вместо открытого выступления и прямой
борьбы с христианством, обходную тактику его ассимиляции и нейтрализации).
Но нравственность, предполагающая греховное раздвоение,
борьбу добра и зла в человеке, не может иметь безусловного
религиозного значения, она есть Ветхий Завет, период подзаконности, который преодолевается (хотя и не отменяется) Новым Заветом, царством благодати [В русской литературе «сравнительный анализ» Ветхого и Нового заветов впервые был произведен митрополитом Иларионом (XI в.) в «Слове о Законе и Благодати».
Разумеется, для человечества, насколько оно живет в плоскости ума, а следовательно, до известной степени обречено на науку и философию, должна иметь силу этика ума, существует обязанность логической честности,
борьбы с умственной ленью, добросовестного преодоления преодолимых трудностей, но религиозно перед человеком ставится еще высшая задача — подняться над умом, стать выше ума, и именно этот путь указуют люди христианского,
религиозного подвига [На основании сказанного определяется и наш ответ на вопрос о «преображении разума», поставленный кн.
Напротив: в полном банкротстве живой жизни, в победительном и окончательном выявлении человеческой неспособности жить, — «в этом и только в этом» он способен видеть «
религиозный и метафизический смысл» даже
борьбы человечества за улучшение жизни.
Его скромность и деликатность некоторые ставили ему в упрек, как такие свойства, которые мешали ему в
борьбе, и философской и политической. На их оценку, он часто бывал слишком уступчив. Но он никогда не изменял знамени поборника научного мышления и самого широкого либерализма. Он не был"контист"в более узком смысле, но и не принадлежал к толку
религиозных позитивистов. А в политике отвечал всем благим пожеланиям тогдашних радикалов, только без резко выраженных, так сказать устрашающих, формул.
Но при всей ненависти Ленина против религии, он был против того, чтобы выпячивать
религиозную проблему на первый план и считать
борьбу с религией самостоятельной задачей, отличной от революционной классовой
борьбы.
Ошибочно думать, что
религиозный раскол был вызван исключительно обрядоверием русского народа, что в нем
борьба шла исключительно по поводу двуперстного и трехперстного знамения креста и мелочей богослужебного обряда.
Религиозные верования должны быть уничтожены не тюрьмой, расстрелом и гонением, а революционизированием сознания, которое происходит вследствие революционной классовой
борьбы пролетариата.
В дальнейшем движение оторвалось от связи с разными формами марксизма и превратилось в
борьбу за самостоятельность духовных ценностей в познании, искусстве, моральной и
религиозной жизни.
Идеология, которая есть лишь надстройка,
религиозные верования, философские теории, моральные оценки, творчество в искусстве — иллюзорно отражают в сознании действительность, которая есть прежде всего действительность экономическая, т. е. коллективная
борьба человека с природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Молодой Маркс особенно интересовался
борьбой против
религиозных верований.
За возможность такого метафизического и
религиозного поворота велась жестокая
борьба.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его мессианскую, мифотворческую
религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную
борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
Люди эти, не понимая того, что для греков
борьба и страдания их героев имели
религиозное значение, вообразили себе, что стоит только откинуть стеснительные законы трех единств, и, не вложив в нее никакого
религиозного соответственного времени содержания, драма будет иметь достаточное основание в изображении различных моментов жизни исторических деятелей и вообще сильных страстей людских.
Фурье, с своими фаланстерами, совсем забыт и заменен Марксом: Гегель, оправдывающий существующий порядок, и Конт, отрицающий необходимость
религиозной деятельности в человечестве, и Дарвин, с своим законом
борьбы, еще держатся, но начинают забываться, заменяясь учением Ничше, хотя и совершенно нелепым, необдуманным, неясным и дурным по содержанию, но более отвечающим существующему мировоззрению.
Сколько бы ни уверяли людей суеверия
религиозные и научные о таком будущем золотом веке, в котором всего всем будет довольно, разумный человек видит и знает, что закон его временного и пространственного существования есть
борьба всех против каждого, каждого против каждого и против всех.
Люди этого кружка, как и все люди высших сословий христианского мира того времени, находились под обаянием и влиянием греческих памятников и, будучи совершенно равнодушны к вопросам
религиозным, думали, что если греческая драма, изображая бедствия и страдания, и
борьбу своих героев, представляет высший образец драмы, то и для драмы в христианском мире такое изображение страданий и
борьбы героев будет достаточным содержанием, если только откинуть узкие требования псевдоклассицизма.
Борьба двух духов, двух типов культуры
религиозной и безрелигиозной цивилизации всегда была имманентной самой Западной Европе, она велась на европейской почве.
Мировой возраст христианства, мировые времена и сроки
религиозного откровения не зависят от моих личных заслуг в
борьбе с грехом.
Не будучи человеком особенно
религиозным, он все-таки совершенно невольно, под давлением обрушившегося на него несчастья, при несколько успокоившей его мысли о чувстве к нему княжны, чувстве, которое, по уверению ее самой, настолько сильно и крепко, что устоит при всякой
борьбе и выйдет целым из нее, мысленно обратился к тому руководителю человеческих судеб, сознание о существовании которого лежит в душе даже атеиста, какой бы болотистой тиной материалистических и атеистических учений ни была бы она затянута.
И по сравнению с этим основным
религиозным противоположением все остальные противоположения, связанные с
борьбой интересов, неважны и несущественны.
Эпоха обостренной
борьбы религии Бога и религии диавола, начал христовых и начал антихристовых будет уже не секулярной, а
религиозной, сакральной эпохой по своему типу, хотя бы количественно побеждала религия диавола и дух антихриста.
Но величайшее дело есть соединение всех сил христианского мира против грядущего зла, ибо
борьба с ним должна вестись не только во внешнем, политическом и социальном плане, но и во внутреннем, духовном и
религиозном плане.
Есть и еще одна причина, выдвигающая на первый план моральные темы, — причина, отчасти уже отмеченная г. Бердяевым [Н. А. Бердяев (1874–1948) —
религиозный философ, проделавший путь от легального марксизма к «новому христианству». Статья его «
Борьба за идеализм» напечатана в журнале «Мир Божий», 1901, июнь.] в его статье «
Борьба за идеализм», но к ней, ввиду ее важности, как-нибудь потом.
Много
религиозной энергии рассеялось по сектам и было направлено на
борьбу против церкви и заключенной в ней полноты.